Вольфганг Амадей Моцарт.
(1756 - 1791 гг)
Творчество Моцарта нельзя причислить к какой-либо единой стилевой системе. Его можно рассматривать в системе координат венского классицизма (II-я пол. XVIII в.), романтизма (I-я пол. XIX в.) и Ренессанса (XIV-XVI вв).
Моцарт и просветительский классицизм: 1. Осознанное переживание и выражение эмоций - окультуренность эмоциональной сферы, ее вписанность в общепризнанные этические и стилевые нормы эпохи (18-й в.)
В связи с этим:
2. Соблюдение законов формы, стиля, правил композиции; культ разума и рационального подхода, культ правил - М. использовал все известные ф-мы композиционных схем и структур (т.е.
не придумывал ничего нового).
3. Моцарт никогда не считал себя реформатором - он достиг уникального баланса между формой и содержанием.
4. Произведения М. имеют просветительский оттенок и морализаторский эффект:
а) воспитательные выводы в конце (см. последний хор из "Дон Жуана" и проч.);
б) нацеленность на зрителя (конкретно на каждого человека, а не на массы в общем, как у Бетховена);
в) и вместе с этим высокая степень объективности.
Моцарт и романтизм: 1. Высокая степень психологизации, подчеркнутое внимание ко внутреннему миру человека - индивидуализация мотивов, образов в целом. Герой в опере -
не типаж, а образ (ария НЕ РАВНЯЕТСЯ типу героя, она является составляющей частью того или иного целостного образа).
2. Жанровое смешение:
опера-буффа + опера сериа ("Свадьба Фигаро и "Дон Жуан")
сериа + зингшпиль ("Волшебная флейта")
Моцарт и Ренессанс: 1. Масштаб сознания Моцарта - общечеловеческая тематика:
- соотношение земного и божественного;
- соотношение свободы и ограничений;
- соотношение возвышенного и комического;
- понимание игры как образа жизни.
2. Всеохватность образа человека в музыке: каждый образ для М. неповторим, он - Индивидуальность. Человек непознаваем до конца. - Поэтому человек не вписывается ни в одну из существующих схем мира, он гораздо шире.
3. Суть человека - множество в единстве: человек многообразен и свободен в своих проявлениях. Отсюда: в операх М. множество контрастных ситуаций, в инструментальной музыке - многотемность.
4. М. принимает жизнь в контрастах. Чем выше степень контраста, тем выше степень единства.
5. Во главе эстетики М. стоит категория красоты=совершенства=вечности. Красота - единственный способ, средство, форма правильного познания и понимания мира.
Очень не дословный пересказ лекции Наумовой.
...а теперь надо все это понять... х__х